Куда обратиться, если купил некачественный продукт?
Случаются ситуации, когда товар, который вы купили, оказался некачественным. Что делать в этом случае и куда звонить?
Представьте, что вам только что пришлось выбросить недавно купленную бутылку молока. Вы приобрели ее в знакомом магазине рядом с домом, предусмотрительно проверив срок годности, но молоко в ней оказалось прокисшим, — и тому могло послужить несколько причин. Например, на производстве могли нарушить технологический процесс или стерильность тары. При транспортировке бутылка могла получить незначительное повреждение, и нарушилась герметичность. Кроме этого, продавец мог перебить маркировку товара после истечения срока годности.
Для того чтобы все продукты на полках российских магазинов были безопасны, Роспотребнадзор каждый день проводит контрольные закупки, лабораторные исследования и химико-биологические экспертизы. Специалисты ведомства собирают все возможные данные о разных видах продукции, чтобы установить их соответствие обязательным требованиям. Результаты проверок выявляют случаи реализации небезопасных товаров — молока и молочных продуктов, консервов, овощей, кондитерских и кулинарных изделий, одежды, игрушек и других.
Данные об этих товарах зафиксированы на государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП). Уже сейчас с ними может ознакомиться каждый в разделе «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям». Также здесь размещены сведения о нарушениях: наименовании, дате производства, производителе, показатели несоответствия и регион производства.
Помимо этого, на страницах ресурса можно оставить обращение с указанием факта нарушения Закона о правах потребителей. Каждый заявитель получает официальный ответ от Роспотребнадзора после проведенной проверки. Благодаря этому продукция в наших магазинах становится безопаснее, поскольку производители и продавцы знают, что осуществляется двойной контроль — и со стороны государства, и со стороны потребителей.
Если вы купили некачественный товар, увидели нарушение санитарных условий продажи, вам отказали в возврате некачественного продукта и в других случаях предоставления некачественных услуг или продажи небезопасных товаров, обратитесь в Роспотребнадзор. Вместе мы сможем сделать продукцию на прилавках магазинов безопаснее.
Круглосуточная горячая линия: 8 (800) 555-49-43 (звонок бесплатный).
Адрес для направления обращений: https://www.rospotrebnadzor.ru/feedback/hotline2.php
О рекомендациях как выбрать косметику
При выборе косметики и парфюмерии в первую очередь стоит обратить внимание на срок годности парфюмерно-косметического товара. Продавец обязан передать его покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. После этого необходимо изучить обязательные сведения для этой группы товаров: название косметики, ее компонентный состав, эффект, который она оказывает, характер действия косметики, применение, противопоказания для применения, способы и условия хранения, объем или масса, уточнить сведения о государственной регистрации.
Особенно аккуратными потребителям необходимо быть при приобретении товаров в социальных сетях. Прежде чем отправиться за покупками на просторы Инстаграма, рекомендуем ознакомиться с нашей памяткой.
Помните, что вся необходимая информация о парфюмерно-косметической продукции в наглядной и доступной форме должна своевременно представляться потребителю продавцом, чтобы помочь правильно выбрать товар.
Покупатель, перед тем как купить парфюмерию, имеет право ознакомиться с ароматом духов, одеколонов, туалетной воды. Для этого продавец использует образцы пробники, предоставляемые изготовителями товаров.
При передаче парфюмерно-косметических товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты.
При продаже данной продукции продавец должен соблюдать требования Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, и Технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» ТР ТС 009/2011. Парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов ТС.
Информация о товаре, размещенная на упаковке, этикетке изделия, открытке или листе-вкладыше, должна содержать следующие сведения о товаре:
— наименование, название (при наличии) парфюмерной продукции и ее назначение;
— наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
— страна происхождения парфюмерной продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
— наименование и местонахождение организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства — члена ТС;
— номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за исключением парфюмерной продукции номинальным объемом менее 5 мл, или ее пробника;
— срок годности (дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);
— описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
— особые меры предосторожности при применении продукции (при необходимости);
— номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерной продукции;
— сведения о способах применения парфюмерной продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерной продукции;
— список ингредиентов/состав продукции (при этом, парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава).
Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном языке, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита. Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. По требованию потребителя продавец обязан ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей сведения об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям законодательства о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона. Важно знать, что сведения о декларации о соответствии или о сертификате соответствия должны быть указаны в сопроводительной документации на продукцию. Отсутствие, вышеуказанных документов, а также отсутствие информации о товаре и изготовителе ставит под сомнение качество, безопасность и происхождение реализуемой парфюмерии. Совершая выбор парфюмерии, косметики необходимо проявлять осмотрительность в отношении потребительских свойств изделия, поскольку право на обмен товара надлежащего качества, предусмотренное ст. 25 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 на парфюмерно-косметические изделия не распространяется.
Покупателю парфюмерной продукции необходимо знать, что вернуть такой товар в магазин можно только в том случае, если в нем есть недостатки, либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.
В случае обнаружения недостатков в товаре потребитель в соответствии с требованиями ст. 18 Закона о защите прав потребителей вправе:
— потребовать замены этого изделия на товар такой же марки (модели и (или) артикула);
— потребовать замены этого изделия на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом цены;
— потребовать соразмерного уменьшения цены приобретенного товара;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Подробнее ознакомиться с информацией, что делать, если вы приобрели некачественный товар, можно по ссылке.
Об обязательной маркировке товаров в Российской Федерации
Уже несколько лет в Российской Федерации идет обязательная маркировка различной продукции. Так, с 1 июля 2020 года действует обязательная маркировка обувной и табачной продукции, лекарственных препаратов средствами идентификации. А с 1 октября маркировка стала обязательна для фототоваров, духов и туалетной воды. С 15 декабря 2020 года запрещается продажа немаркированных шин, а с 1 января 2021 года - товаров легкой промышленности. К 2024 году практически все потребительские товары, которые продают, изготавливают и импортируют, должны быть промаркированы.
С подробной информацией об этапах введения маркировки товаров средствами идентификации можно ознакомиться на официальном сайте «Честный знак» - https://честныйзнак.рф.
Напоминаем, что за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также за хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения (ст. 15.12 ч.2 КоАП РФ).
Что нужно знать, выбирая стеклоомывающую жидкость для автомобиля. К сведению потребителей
В холодное время года для автомобилистов вопрос выбора незамерзающей стеклоомывающей жидкости для ухода за своими транспортными средствами становится особенно актуальным. Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии рекомендует потребителям подходить к приобретению и использованию так называемой «незамерзайки» с особым вниманием. Большинство зимних стеклоомывающих жидкостей изготавливают из растворов спиртов с водой с добавлением моющих средств, т.е. поверхностно-активных веществ (ПАВ), ароматизаторов, красителей. В современных стеклоомывающих жидкостях используют изопропиловый спирт, пропиленгликоли, этиленгликоли. Изопропиловый спирт разрешен к использованию при производстве стеклоомывающих жидкостей. Он имеет неприятный, резкий запах, напоминающий ацетон, который трудно перебить даже концентрированными отдушками, однако этот спирт не токсичен для человека. Необходимо отметить, что стеклоомывающие жидкости на спиртовой основе содержат непищевые спирты и непригодны для пищевых целей.
Нелегальные производители используют в стеклоочистителях метиловый спирт. Это дешевый спирт, который хорошо очищает стекла и обладает слабым запахом, не отличимым от этилового (пищевого) спирта. Однако метиловый спирт (метанол) - сильный кумулятивный яд, обладающий направленным действием на нервную и сосудистую системы, зрительные нервы, сетчатку глаз. Может вызвать острые отравления со смертельным исходом при ингаляции, абсорбции через неповрежденную кожу, заглатывании; раздражает слизистые оболочки верхних дыхательных путей, глаз. При приеме внутрь смертельная доза метанола для человека равна 30 г, но тяжелое отравление, сопровождающееся слепотой, может быть вызвано 5-10 г. Повторное длительное воздействие метанола вызывает головокружение, боли в области сердца и печени, приводит к неврастении, вегето-сосудистой дистонии, ухудшению зрения, заболеваниям органов желудочно-кишечного тракта, верхних дыхательных путей, дерматитам.
За 9 месяцев 2020 года на территории Чувашской Республики зарегистрирован 21 случай отравления метанолом, из которых все закончились летальным исходом.
Постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 11.07.2007 № 47 запрещено использование метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом, а также продажа населению указанных средств, содержащих метанол. Стеклоомывающую жидкость следует приобретать только в установленных местах торговли. При покупке «незамерзайки» необходимо обратить внимание на информацию на потребительской таре, вынесенную на этикетку, которая должна содержать сведения о производителе с указанием адреса, название продукции, ее назначение, состав, соответствие техническим условиям, по которым продукция изготовлена, сроки годности, меры предосторожности.
(При подготовке материала использована информация с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
Об особенностях использования цифровых сервисов
Роспотребнадзор напоминает, что не всегда цифровые инновации используются во благо конечного потребителя. По мнению многих экспертов российский бизнес в целом уже включился в «цифровую гонку». Специалисты и руководители компаний понимают, что без использования цифровых технологий они уже не смогут успешно конкурировать ни на внутреннем, ни на внешних рынках. При этом часто покупатель или заказчик не может сам решить многие вопросы, порожденные невнимательным отношением к клиенту, поэтому ему приходится обращаться в Роспотребнадзор или судебные органы. В некоторых случаях цифровые технологии умышленно используются во вред клиентам. Сегодня Роспотребнадзор знакомит вас с материалом, в котором отражена проблема реального потребителя и даны советы, как избежать рисков, с которыми многие раньше не сталкивались. Ребенок играл с пультом от ТВ-приставки и случайно сменил тарифный план с «эконом» варианта на «премиальный». За последние годы наибольшее количество обращений в сфере услуг составляют жалобы на финансовые организации и организации, оказывающие услуги связи. Операторы сотовой связи и Интернет-провайдеры находятся на передовой технологического прогресса, однако многим уже знакомы спорные ситуации, связанные со списанием денежных средств за не оказанные услуги, навязывание ненужных услуг, подключение платного развлекательного контента неосторожным нажатием на экран смартфона.
Необычное обращение поступило в территориальный орган Роспотребнадзора по Красноярскому краю. В нем потребитель пожаловался на действия крупного оператора связи, который изменил тарифный план по договору об оказании телематических услуг связи (предоставление доступа к сети «Интернет») без согласия потребителя, оформленного в письменной форме. В ходе рассмотрения указанного обращения, территориальным органом Роспотребнадзора было установлено, что изменение тарифного плана произошло в результате действий трехлетнего ребенка, являющегося сыном потребителя и имеющего свободный доступ к пульту дистанционного управления от абонентского оборудования (ТВ-приставка). В результате указанных действий абонентская плата за услуги Интернета увеличилась более чем в пять раз: с 300 рублей до 1700 рублей в месяц. Об указанном потребитель узнал только после получения платежных документов, выставленных оператором связи к оплате за оказанные услуги. Поскольку, совершение конклюдентных действий, (с помощью пульта дистанционного управления и подобных действий) в целях подтверждения вносимых изменений в договор законодательством Российской Федерации не предусмотрено, оператор связи был привлечен территориальным органом Роспотребнадзора к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, оператор связи обратился с соответствующим заявлением в суд. Доводы оператора связи о том, что изменение тарифного плана произошло с согласия абонента путем осуществления им команды с пульта ДУ на ТВ-приставку были отклонены судом первой и апелляционной инстанции ввиду того, что доказательств совершения этих действий именно абонентом, являющимся стороной по договору, оператором связи не представлено. В этом и ряде других дел суды анализировали насколько цифровые возможности (управление услугами в несколько касаний) соотносятся с рисками потребителей, могут ли неосторожные действия самого абонента или членов его семьи порождать такие значимые последствия, как изменение тарифа.
Роспотребнадзор, защищая интересы потребителей в судах, всегда отталкивается от того, что работы и услуги не должны порождать для граждан дополнительные риски и становиться источником опасности для них самих или их бюджета. Можно только приветствовать решения красноярских судов, которые поддержали потребителей и Роспотребнадзор, указав, что выбранные оператором связи способы смены тарифных планов не должны допускать случаев, когда потребитель может продолжить пользоваться услугами, уже на измененных условиях, даже не зная о факте смены тарифа.
Изменение одного из существенных условий договора, заключенного в письменной форме и связанного с оплатой предоставляемых оператором связи услуг путем осуществления команд на абонентском устройстве (ТВ-приставке) посредством дистанционного пульта управления от ТВ-приставки, не отвечает критериям безопасности услуги, поскольку не обеспечивает должной идентификации лица, являющегося либо не являющегося стороной по договору, в момент совершения им конклюдентных действий, направленных на изменение договора.
Роспотребнадзор рекомендует потребителям при оформлении договоров о приобретении услуг связи и иных услуг (когда это связано с пользованием техническими устройствами, подключенными к сети Интернет):
- уточнять у исполнителя перечень всех действий, которые могут привести к дополнительным расходам, изменению тарифа, подключению дополнительных услуг;
- требовать от исполнителя услуг предоставления информации о безопасном пользовании услугами (например, в виде памятки или указания на страницы и пункты договора, где перечислена такие сведения);
- требовать отключения технической возможности приобретения дополнительных услуг, изменения тарифного плана, способами, которые не соответствуют интересам и возможностям потребителя.
Об особенностях click-wrap-соглашений
В современных условиях договор, заключенный дистанционно, может принимать форму click-wrap-соглашения, заключаемого путем щелчка мышью по клавише «я согласен», если это сопровождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий сделки. Роспотребнадзор при рассмотрении споров о добросовестности используемых продавцами и исполнителями приемов и техник заключения click-wrap-соглашений придерживается позиции, согласно которой само по себе наличие подписи под указанными условиями или т.н. «галочки» под отдельными элементами соглашения (о приобретении дополнительных услуг) не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.
К обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, относятся, в частности, следующие условия:
- потребителем получена полная и достоверная информация о товаре (услуге)
(т.е. к элементам волеизъявления потребителя (в т.ч. отметки о согласии под отдельными условиями («галочки»)) прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги и потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги (товара) и условиях ее (его) приобретения);
- в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки («галочки»), которые сами по себе порождают возникновение юридически значимых последствий (в гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому, если продавец или исполнитель рассчитывает на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав – это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, недопустимые по смыслу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случае, если потребители столкнулись с ситуацией ущемления своих прав, в том числе имущественных, т.е. понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций (в том числе дополнительных товаров и услуг) необходимо обращаться к виновному лицу (в данном случае - к исполнителю услуг) с претензией, а в случае если вопрос не разрешен – в территориальные органы Роспотребнадзора, приложив к обращению необходимые документированные доказательства, а также претензионную переписку.
Роспотребнадзор обращает особое внимание на тот факт, что навязывание дополнительных услуг статьей 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещено. Компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанной услуги. Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб – предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту группы пострадавших потребителей.
Об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг
Специалисты Роспотребнадзора совместно с экспертами проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработали памятку для потребителей «ФИНАНСОВАЯ КИБЕРГРАМОТНОСТЬ И БОРЬБА С МОШЕННИЧЕСТВОМ», которой содержатся рекомендации как снизить онлайн-риски.
Пандемия коронавируса ускорила переход потребления в онлайн, породив новые риски. Роспотребнадзор напоминает об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг.
· Кредитование:
- навязывание ненужного кредита / займа при продаже товара или услуги;
- предоставление неполной информации о кредите – часть сведений «спрятана» в дальних разделах договора;
- скрытые комиссии, спрятанные в «тарифном плане»;
- займы, взятые посторонним на ваше имя;
- «порча» кредитной истории: финансовая организация «забывает» сообщить в бюро кредитных историй о закрытом обязательстве;
- отказ в реструктуризации кредита на заявленных условиях;
- недобросовестные кредитные брокеры и псевдоброкеры, взимающие оплату без оказания услуг;
- псевдопомощники: обещают «исправление» кредитной истории, поиск «законного» способа не платить долги», но только выманивают деньги и усугубляют положение.
· Страхование:
- включение в полисы условий, снижающих вероятность получения страхового возмещения;
- блокирование заключения договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику;
- невнесение агентом полиса в базу компании и присвоение денег страхователя;
- продажа накопительного инвестиционного страхования жизни под видом депозита;
- занижение суммы страховой выплаты.
· Инвестирование:
- предложение сложных продуктов (структурные облигации, производные финансовые инструменты) без надлежащего разъяснения их сути и рисков;
- сложно структурированные тарифы, подталкивающие к избыточной торговой активности;
- некачественные консультации, в т.ч. данные роботом-советником («робоэдвайзинг);
- «автоследование» (автоматическое повторение сделок) за неумелым «инвестиционным гуру»;
- возможность кражи части денег или ценных бумаг в случае недобросовестности брокера или управляющего.
Роспотребнадзор настоятельно рекомендует потребителям, столкнувшимся с указанными нарушениями обратиться в Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках.
При наличии признаков совершенного преступления вы можете обратиться на бесплатную «горячую линию МВД России» 8-800-222-74-47, через портал (если это Интернет-мошенничество, обратитесь в управление «К» МВД России) или в отделение полиции по месту жительства.
При каких обстоятельствах управляющая компания имеет право отключить коммунальную услугу без предупреждения?
Порядок, а также случаи, при которых исполнитель приостанавливает или ограничивает предоставление коммунальных услуг, регулируются разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Согласно п. 115 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае: а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения; г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения; д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.
В случаях, указанных в пп. «а» и «б» п. 115 Правил № 354, исполнитель обязан в соответствии с п. 104 Правил № 354 зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
Что делать, если коммунальные услуги не соответствуют утвержденным нормативам?
Согласно ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон), если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующую этим требованиям. Требования к качеству коммунальных услуг, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила). Согласно Правил, при проведении планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, исполнитель обязан предупредить письменно за 10 рабочих дней, о причинах нарушения качества коммунальных услуг и их предполагаемой продолжительности исполнитель обязан проинформировать потребителей в течение суток с момента их обнаружения. Потребителю, обнаружившему нарушения качества коммунальной услуги, следует уведомить исполнителя об этом в письменной форме или устно (в том числе по телефону) аварийно-диспетчерскую службу. При этом, потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, суть нарушения и точный адрес помещения, где оно обнаружено. Диспетчер в момент получения сообщения обязан его зарегистрировать и сообщить потребителю сведения о себе (фамилию, имя и отчество), номер, за которым сообщение зарегистрировано, и время его регистрации. В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно известить об этом потребителя, а если причины нарушения качества неизвестны - согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или начать проверку не позднее чем через два часа после получения сообщения от потребителя. После окончания проверки исполнитель должен составить акт. Количество экземпляров акта должно соответствовать числу лиц, которые принимали участие в проверке и подписали акт. Первый экземпляр акта передается потребителю, второй остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются лицам, участвовавшим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта, он подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, а также использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги. При споре относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, определяется порядок проведения дальнейшей проверки ее качества. Любой участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы. Расходы на проведение экспертизы несет исполнитель. Если в результате экспертизы, инициированной потребителем, не будет установлено нарушение качества коммунальной услуги, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы на ее проведение. Расходы на проведение экспертизы, инициированной иным участником проверки, несет такой участник. Если ни один из участников проверки не настаивал на проведении экспертизы, но при этом между ними существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, то участники должны определить дату и время проведения повторной проверки, которая пройдет с участием представителей государственной жилищной инспекции, представителей общественного объединения потребителей, пригласить которых обязан исполнитель. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки. Акт повторной проверки, помимо участников проверки, подписывается представителями государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей, которым исполнитель обязан передать по одному экземпляру акта этой проверки. Если в течение двух часов после получения сообщения потребителя исполнитель не провел проверку качества коммунальной услуги, потребитель вправе составить акт проверки без исполнителя. В таком случае, указанный акт должны подписать не менее чем два потребителя и председатель совета многоквартирного дома, председатель ТСЖ или ЖК. Потребитель вправе составить акт проверки самостоятельно, без участия исполнителя и в случае, если у него нет возможности уведомить исполнителя о факте нарушения качества услуг в связи с ненадлежащей работой круглосуточной аварийной службы. Нормативно-законодательные акты не предусматривают обязанности потребителя соблюдать претензионный порядок до обращения в суд. Но в этом случае не следует рассчитывать на то, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыщет с исполнителя штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона, за отказ в добровольном удовлетворении требования потребителя, основанного на законе.
Ниже приведена схема действия потребителя при не соответствии качества услуг нормативам.
Защита прав потребителей при оплате жилищно-коммунальных услуг через платежных агентов
В связи с большим количеством жалоб потребителей на работу платёжных агентов, в частности, на задержку полученных от плательщиков денежных средств поставщикам жилищно-коммунальных услуг, специалисты Роспотребнадзора разъясняют. Согласно действующему жилищному законодательству, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива. Согласно п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила 354), потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю, либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Согласно п. 65 Правил 354, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты. Частью 15 ст.155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Согласно ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Деятельность платёжных агентов регулируется Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ.
Согласно ст. 3 этого закона, платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.
Согласно ч.11 ст.4 Федерального закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.
Таким образом, из перечисленных норм следует, что потребители ЖКУ без риска для себя могут оплачивать услуги только через платёжных агентов, которые имеют договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выставившими им платёжные документы на оплату ЖКУ.
Обращаем внимание потребителей ЖКУ, что поставщик ЖКУ обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей. А платёжный агент в месте приёма платежей обязан довести до плательщиков информацию о наименовании поставщика ЖКУ и реквизиты договора.
Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации.
Деятельность платёжных агентов не лицензируется!
Как отремонтировать прилегающую территорию многоквартирного дома?
К каждому жилому дому прилегает территория, которая, в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, является общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. На прилегающей территории, как правило, расположены дороги, тротуары, прилегающие площадки и пешеходные дорожки. Зачастую, состояние этих объектов оставляет желать лучшего, и перед владельцами встает вопрос: кто это все должен ремонтировать и как этого ремонта добиться!? Обеспечение сохранности благоустроенной территории является беспрекословным правом и одновременно обязанностью жителей многоквартирного дома. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Исходя из этого, жители сами должны выделять средства для ремонта своей долевой собственности - то есть оплачивать ямочный ремонт. Как правило, условие по ремонту долевой собственности включено в договор с управляющей компанией в части оплаты жильцами обслуживания и текущего (капитального) ремонта. Следовательно, жильцы регулярно вносят средства на содержание придомовой территории, как того требуют нормативные предписания.
Но, несмотря на это, добиться даже ямочного ремонта асфальтового покрытия дворовых дорог на практике оказывается очень сложно.
Для того, чтобы добиться ремонта придомовой территории, необходимо соблюсти следующую процедуру:
1. Написать заявление в двух экземплярах в управляющую компанию на имя её руководителя о необходимости проведения ремонта асфальтового покрытия внутренней прилегающей к дому территории. Заявление должно быть подписано не менее чем 50% жильцов дома. В заявлении коротко указать суть проблемы, примерные объемы работ, продолжительность текущего состояния дорожного покрытия, по возможности - причины развития проблемы. Один экземпляр передается в управляющую компанию (далее – УК), на втором ставится отметка о принятии с указанием даты, подписью и расшифровкой принявшего сотрудника (желательно, указать его должность).
2. В случае, если в течение месяца не будут проведены работы или от УК не последует ответ – необходимо обратиться в надзорный орган с жалобой на действия УК с приложением копии заявления, поданного в УК, а также желательно приложить фотографии территории, подлежащей ремонту.
В данном случае, УК нарушает нормативы на содержание дорог. Нормативы регламентируются ГОСТ Р номер 50597-93, согласно которому срок ликвидации ям и выбоин на дорогах группы "В" при предельной площади повреждений 7 квадратных метров на 1000 кв. м должен составлять не более 10 суток с момента обнаружения дефекта.
Если действия не принесли желаемого результата и УК не выполнила ремонтные работы - отремонтировать дворовые дороги можно самостоятельно.
Для этого следует вызвать независимого эксперта для оценки текущего состояния конкретной придомовой территории и приблизительной стоимости ремонта. Собирая деньги с жильцов дома, регистрируйте каждый взнос специально созданной комиссией в составе от трех человек под председательством домового комитета. Для проведения ремонта желательно обратиться в организацию, занимающуюся ремонтом дорожных покрытий. При этом не стоит заказывать самый дорогой ремонт, достаточно, чтобы были соблюдены все стандарты и требования. Собирайте все договоры и квитанции об оплате услуг как экспертов, так и строителей, все записи о сборе денег и протоколы собраний жильцов. Для приемки выполненных нанятой фирмой работ опять же следует обратиться к эксперту, чтобы он проконтролировал качество и выдал вам независимое заключение о приемке работ, где должно быть указано, что все характеристики отремонтированного покрытия соответствуют ГОСТам и СНиПам. Не следует подписывать самостоятельно, даже созданной комиссией, состоящей из собственников квартир, никаких актов! Все должны делать специалисты.
После завершения работ, необходимо направить заявление в УК с требованием возмещения всех понесенных расходов, с приложением копий всех указанных выше документов.
В случае отказа в возмещении или бездействия УК в течении месяца с момента обращения, следует также обратиться в надзорный орган с требованием о привлечении УК к ответственности и для защиты своих интересов и возмещения всех понесенных расходов.
Также у Вас есть право самостоятельно обратиться в суд для взыскания понесенных расходов с УК.
О порядке перерасчета за период временного отсутствия
Потребитель имеет право на изменение размера платы за коммунальные услуги за период временного (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. Перерасчет размеры платы за коммунальные услуги производится только при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Письменное заявление на перерасчет платы за коммунальные услуги потребитель обязан подать в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия. Исполнитель осуществляет перерасчет размер платы за коммунальные услуги в течение 5-ти рабочих дней на основании письменного заявления потребителя. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя.
Документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя
В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
- Копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
- справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
- проездные билеты, оформленные на имя потребителя или их заверенные копии;
- счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
- документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
- справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющая личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
- справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
- справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
- справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
- иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Результаты перерасчета отражаются в платежном документе.
В случае непроведения перерасчета по заявленному потребителем требованию, за защитой своих интересов потребителю необходимо обратиться в судебные органы, поскольку в соответствии с нормами ст. 11 ГК РФ и ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом.
Отопление
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в Приложении №1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
К отношениям между потребителем и исполнителем при предоставлении коммунальных услуг применяются положения Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и других нормативных актов.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом Правилами установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе требования к отоплению, а именно: -бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода; -обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18°С (в угловых комнатах - +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - -31°С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20°С (в угловых комнатах - +22°С); в других помещениях - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; -давление во внутридомовой системе отопления: с чугунными радиаторами - не более 0,6 МПа (6 кгс/кв.см); с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами - не более 1 МПа (10 кгс/кв.см); с любыми отопительными приборами - не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем. Указанные требования к отоплению применяются при температуре наружного воздуха не ниже расчетной, принятой при проектировании системы отопления, при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений. Измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов.
Следует обратить внимание на то, что существует допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°С до нормативной температуры; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°С до +12°С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°С до +10°С. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3°C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается. Исполнитель несет установленную законодательством РФ административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за: - нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; - вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; - убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с Правилами; - моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством РФ, в том числе Правилами.
Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час отклонения от установленного давления во внутридомовой системе отопления суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
Обратите внимание! Потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ "О защите прав потребителей", в следующих случаях: - если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; - если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг; - если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в Приложении №1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.); - если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении; - в других случаях, предусмотренных договором.
Но необходимо учитывать, что потребители, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В России вступили в силу поправки о снижении платы за услуги ЖКХ ненадлежащего качества
7 ноября 2020 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ), которые позволяют жильцам добиваться перерасчета за некачественно оказанные коммунальные услуги. Ранее это условие было прописано только в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а в ЖК РФ было зафиксировано изменение платы за услуги, если они были оказаны с перерывами.
Поправками также установлено, что изменение размера платы за некачественные коммунальные услуги или услуги, оказанные с недопустимыми перерывами, осуществляет исполнитель коммунальных услуг. Это могут быть управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, а в случае прямых договоров перерасчет будет делать ресурсоснабжающая организация. Лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, будут обязаны компенсировать ресурсоснабжающим организациям фактически понесенные из-за изменения размера платы расходы, но только при условии, что сама ресурсоснабжающая организация создала необходимые условия для поставки качественных ресурсов до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей данного дома.
Если же дом управляется непосредственно собственниками помещений, то ресурсоснабжающая организация сделает перерасчет платы в случае снижения качества услуг из-за нарушений до границ общего имущества дома и границ его внешних сетей.
Таким образом, в случае фиксации факта оказания услуг ненадлежащего качества или с перерывами, жильцы смогут получить перерасчет, не дожидаясь выяснения, в чьей зоне ответственности (поставщика ресурсов или управляющей организации) произошел сбой.
Об изменении законодательства в части поверки счетчиков
24 сентября 2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», которые предусматривают приоритет электронной регистрации результатов оформления поверки индивидуальных приборов учета и других средств измерений. Теперь основной формой подтверждения результатов поверки является соответствующая запись об этом в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.
После того, как специалист проведет поверку индивидуального прибора учета, он будет обязан в течение суток занести ее результаты в реестр Росстандарта - Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Без передачи сведений в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений результаты метрологических работ будут не действительны.
Убедиться в том, что запись о поверке внесена в реестр, можно указав в строке поиска заводской/инвентарный номер средства измерения. Там же можно узнать дату следующей поверки.
Следует отметить, что выдача бумажных свидетельств о проведении поверки остается возможной, но необязательной, будет осуществляться только по желанию заказчика такой метрологической работы и носить лишь дополнительный информационный характер.
Напоминаем, что до 1 января 2021 года продолжает действовать мораторий на поверки индивидуальных приборов учета, введенный в начале пандемии. Ресурсоснабжающие организации, а также управляющие компании обязаны принимать показания приборов даже с истекшим сроком поверки. Неустойки, штрафы и пени с граждан при этом взыскиваться не могут.
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск Петрова Наталия Александровна